Форум » Клоунада » Архив истории » Ответить

Архив истории

Карина:

Ответов - 3

Plastilin: Алексей Сергеев / Серго, Мусля/ (1915) Только назовите это имя любому ветерану цирка, и всякий скажет, что Мусля - это гений, таких больше нет. А на манеж он выходил как клоун Серго. "Серго" - псевдоним, вполне объяснимый с точки зрения логики, а может, Сергеева так в детстве звали, и он детское прозвище превратил в звонкое имя для цирковой афиши. Но Мусля-то почему? Оказывается, Сергеев ко всем своим собеседникам обращался, как француз, только вместо "мсье" произносил "мусля", "муслюшка". Начинал свою творческую деятельность в Воронежском любительском цирке как акробат и вольтижер на рамке, а с 1928 года А. Сергеев - акробат-прыгун в молодежной труппе под руководством Али Чанышева. Если бы мы встретили Сергеева на улице, то никак бы не подумали, что перед нами знаменитый цирковой комик Серго. Невысокий, худенький, рыжевато-блондинистые волосики, никогда толком не причесанные. Только глаза выразительные - голубые, добрые, да улыбка замечательная - обаятельная, искренняя, по-русски широкая. Эдакий типичный русский работяга. И в манеже он был почти такой же, потому что гримировал только брови и губы слегка подмазывал - "для свежести", как он говорил. Выходил в сдвинутой немного на затылок обыкновенной фетровой шляпе, в потрепанном темно-зеленом пиджаке, в широких коричневых штанах на лямках, в чуть утрированных ботинках с загнутыми вверх носами. Публика любила Серго неистово. Публика и сгубила талантливейшего комика, считавшего, что отказаться от предложенного угощения - значит обидеть своего почитателя. И Серго никого не обижал... Директора цирков терпели сколько могли; потом Серго отправили из Ленинграда, заменив его посреди сезона только начинавшим свой творческий путь Карандашом. Затем ненадежного любимца публики стали посылать работать все дальше от столиц. Наконец перевели в группу "Цирк на сцене", пока не уволили из цирка совсем. Последние годы опальный клоун провел в качестве приживала в семье своего друга, силача-палвана, с которым они ездили по клубам, по селам, веселя местных жителей. Там, в Оше, Серго и похоронили. Так ненадолго засветилась звезда Сергеева, но, не разгоревшись в полную силу мировой славы, которую он заслуживал мощью своего таланта, тихонько закатилась в небытие, оставив лишь воспоминания тех, кому посчастливилось увидеть Муслю в его лучшую пору. Репертуар Мусли состоял из множества реприз - общепринятых, "модных" в ту пору, и собственных. Так, он прыгал верхом на палке, исполнял репризы "Стойка", "Акробаты", где в качестве партнера у него выступал игрушечный пупсик, неподражаемо "чинил" сломанный стул, играл на разных музыкальных инструментах и т.д. В манеже Мусля почти не разговаривал, прекрасно обходясь средствами пантомимы. Но что бы ни делал Мусля - это было неподражаемо. Описывать его репризы, впрочем, так же как и копировать их, - бесполезное дело, да он и сам себя не повторял, бесконечно импровизируя, расставляя новые акценты, находя неожиданные краски в мимике, в пластике. Он каждый раз словно жил в новых предлагаемых обстоятельствах. Вряд ли он изучал для этого систему Станиславского - просто настоящая жизнь была только здесь, в манеже, на представлении. Оттого Мусля был столь органичен, реакция его была не заученной, жест - не отрепетированным, поставленным режиссером, а лишь сиюминутным, естественным для бесконечно талантливого актера. В Одессе произошел с Муслей такой случай. Во время репризы какой-то "шутник" бросил с галерки в клоуна пятак. Монета ударила клоуна по голове и, упав, покатилась по манежу. Мусля посмотрел на монету, снял шляпу и, подняв пятак с ковра, бросил его в шляпу, которую положил посреди манежа. Что тут началось! Зрители моментально включились в игру, и со всех сторон посыпался град монет. Собирать их - значило затянуть представление до утра. Но недаром в униформе работали истинные одесситы: они тут же скрутили ковер, вынесли его за кулисы, там вытряхнули монеты СССР и снова застелили манеж. Все это время Мусля, импровизируя, заполнял внезапно возникшую паузу, и зрители хохотали, не умолкая. Зачастую, идя на манеж. Мусля еще и сам не знал, что будет делать в следующую минуту. Ему кричали: "Алеша, пауза!" и он с головой нырял в стоявший за кулисами ящик с реквизитом, выхватывал первый попавшийся бутафорский предмет и бежал туда, где его с нетерпением ждал зритель. По дороге Мусля мог передумать, если на глаза ему попадалось что-то, по его мнению, более интересное, и сымпровизировать, обыграв ситуацию (например, запутался трос, и Мусля бросается "на помощь" униформистам), да так, что зрители уверены, что заминка в уборке аппарата была задумана специально, чтобы они, зрители, могли насмеяться до полного изнеможения. Но уж если Мусля брался за какой-нибудь предмет, он извлекал из него все, что только мыслимо было извлечь, под непрерывный смех зала. Мусля выходил на манеж с табуреткой, ставил ее и вынимал из кармана пустую, прозрачную (без этикетки) пол-литровую бутылку. Затем из другого кармана извлекал обыкновенный карандаш. Бутылку - на табурет, карандаш - в бутылку. Отойдя на несколько шагов, клоун просил оркестр играть. Под веселенькую полечку Мусля делал магические пассы, и карандаш в бутылке начинал танцевать в темпе музыки. Наплясавшись, карандаш останавливался, затем медленно выползал из бутылки: высунется больше, чем наполовину, и снова спрячется в бутылке. Так два-три раза. И вдруг резко выскакивает из бутылки. Мусля поднимал карандаш с манежа, забирал табуретку, бутылку и уходил за кулисы, провожаемый шквалом аплодисментов. Ну, казалось бы, ясно, что фокус. И что тут вообще смешного? А уморительно смешным был сам клоун, сопровождавший танец карандаша такой мимикой и такими подтанцовками, которые человек, видевший эту незамысловатую сценку десятки лет назад, с улыбкой вспоминает и сегодня. Такова сила таланта Мусли. Он, словно мощный магнит, притягивал к себе внимание зала. Сейчас появились коверные, исполняющие свои клоунские сценки лишь после того, как униформисты уберут громоздкий реквизит с манежа. Мусле не мешало ничто: что бы ни происходило на манеже, все зрители, как зачарованные, безотрывно следили только за невысокой фигуркой клоуна. Однажды, посмотрев фильм "Веселые ребята", Мусля загорелся желанием немедленно научиться играть, как Костя-пастух. Мусле было неважно, что он совершенно не знает нотной грамоты: по-детски сильное и наивное желание повело его в магазин, где клоун на свои последние рубли купил скрипку. К счастью, оказалось, что у Мусли идеальный слух, и он скоро освоил игру на скрипке - скрипка стала его верной партнершей на манеже. О том, каким музыкантом был Мусля, хорошо рассказал в своей книге "Почти серьезно" Ю. Никулин. Приведем здесь отрывок из этой книги. "Мусля гастролировал в одном из городов Сибири. Первый раз в этот город на гастроли приехал знаменитый скрипач, лауреат всесоюзных и международных конкурсов, музыкант с длинным перечнем званий. И он поселился в гостинице. По воле случая люкс скрипача оказался соседним с маленьким номером, который занимал Мусля. Утром знаменитый музыкант, трудолюбивый и точный человек, три часа играл на скрипке, репетируя новое сложное произведение. А вечером (концерт гастролера намечался через два дня), чтобы развеяться, решил пойти в цирк. Его как почетного гостя, конечно же, усадили в первом ряду. Смотрит он программу, вежливо аплодирует после каждого номера, улыбается, а порой и хохочет над репризами Мусли. И вдруг!.. На манеж на очередную репризу вышел Мусля со своей старенькой, с облупившейся краской скрипочкой и исполнил три коротенькие музыкальные импровизации. Исполнил так, что зрители слушали, затаив дыхание - он играл мастерски. Но самое удивительное для скрипача-гастролера оказалось то, что он услышал фрагменты произведения, ноты которого имели только два человека в стране - он сам и композитор, который написал это произведение специально для музыканта. Знаменитый скрипач кинулся за кулисы к клоуну и спросил у него с удивлением: - Где вы взяли эту вещь? - А сегодня утром, - ответил простодушно Мусля, - в гостинице услышал. Кто-то рядом играл. Мне мотивчик понравился, я и запомнил его. - Так вы же гений. Это невероятно. Запомнить и по слуху сыграть эту вещь! Невероятно!!! Нет, я должен с вами поближе познакомиться. После представления в цирке знаменитый скрипач в модном костюме отправился в ресторан с маленьким человеком, одетым скорее бедно, чем скромно. Три дня после этого Мусля отсутствовал в цирке. Первый концерт скрипача тоже пришлось отменить. Никто не мог найти ни клоуна, ни скрипача. Потом выяснилось, что они три дня играли друг другу на скрипке и никого не пускали в номер, не отвечали на телефонные звонки (чтобы их не беспокоили, знаменитый музыкант заплатил горничной, дежурной по этажу и администратору). Когда играл Мусля - плакал скрипач, когда играл скрипач - плакал Мусля". Исходный текст: Энциклопедия "Мир цирка", том первый "Клоуны", с.407-409.

Plastilin: Луи де Фюнес (31.07.1914 - 27.01.1983) Будущий французский актёр родился 31 июля 1914 года в городе Курбевуа, в семье испанских аристократов из Севильи. Отец — Карлос де Фунес де Галарса, работал профессиональным юристом. О матери де Фюнеса мало что известно, но де Фюнес утверждал, что свой самый известный комический образ жадного буржуа он слепил именн неё. Детство и юность молодого де Фюнеса нельзя назвать счастливыми и как-либо связанными с искусством. Долгое время работал счетоводом, скорняком, даже чистильщиком обуви. Тем не менее, пристрастием де Фюнеса было пианино. Серьёзно занимался им, иногда писал собственную музыку. Ещё в молодости выступал на сцене Парижских клубов в роле комика. Это ему действительно было по душе, то, что ему нравилось и что удавалось показать публике. Личная жизнь Фюнеса сложилась во время Второй мировой войны, в которой де Фюнес по неизвестным причинам не участвовал. Именно тогда он познакомился с Жанной Бартоламе (внучкой Ги де Мопассана). 22 сентября 1943 года они поженились. После себя де Фюнес оставил двух сыновей: Оливье де Фюнес, лётчика-пилота авиакомпании «Эр Франс» (отец хотел, чтобы сын стал профессиональным актёром, после нескольких фильмов, в которых снимался вместе с сыном, но Оливье был против, пожелав посвятить свою жизнь карьере лётчика-пилота), и Патрика де Фюнес, врача по профессии. После окончания войны де Фюнес пробует себя в кинематографе. Еще до прихода в кино Луи де Фюнес учился на драматических курсах СИМОН. В 1945 году де Фюнес снимается в фильме «Барбизонское искушение» режиссёра Жана Стели. Но к вершине славы, и это естественно, он идёт долго, потом в его жизни будут ещё немалые актёрские работы. Фильм «Не пойман — не вор» Ива Роббера снятого в 1958 году, де Фюнес получает главную роль — браконьера Блеро́. Этот фильм приносит ему всеобщую известность. После выходы этого фильма за границей его прозвали Дональдом Даком. В России этот фильм более известен, как «Блеро». В 60-е годы де Фюнес выходит на пик популярности. В год он снимается в трёх-четырёх картинах. Снимается в трилогии о Фантомасе режиссера Андре Юннебеля. Режиссёром планировалось снять десять серий знаменитой трилогии, но из-за не слишком большой популярности заключительного фильма «Фантомас против Скотланд-Ярда», идея на этом была закрыта, также как и знаменитая трилогия. Другие актёрские работы, такие как «Большая прогулка» и «Разиня», были просмотрены более чем двумя миллионами телезрителей со всего мира. Равно как и многосерийный фильм о приключениях Жандарма и его подчиненных, снятый также в период 1960-х. Сам Луи де Фюнес говорил о своей карьере: «Я не сожалею о медленном развитии моей карьеры. Эта медлительность помогла мне понять основательно мою профессию. Когда я был еще неизвестным, я пытался окрасить деталями, мимикой, жестами маленькие роли, которые мне поручали. Таким образом, я приобрел некоторый комический багаж, без которого не мог бы сделать карьеру. Поэтому, если начать снова, то я бы не отказался от этого пути.» 1970-е годы не повредили карьере де Фюнеса. Он продолжает сниматься в фильмах и получает приглашения от режиссёров сниматься в их фильмах. Только в марте 1973 года в жизни де Фюнеса начинают появляться пробелы. 15 марта того же года он удостаивается звания «Кавалер ордена Почётного легиона». Но в 1975 году переживает сразу два инфаркта. Его здоровье начинает резко ухудшаться. Он бросает кино, начинается заниматься цветоводством и выращиванием роз. Однако полученный вскоре звонок от Клода Зиди с предложением сняться в фильме «Крылышко или ножка» был для де Фюнеса настоящим спасением. Через некоторое время он соглашается, начинаются съемки. Последовало еще несколько картин, среди которых продолжение приключений жандармов. Фильм «Жандарм в юбке» стал последним фильм в его кинокарьере. Луи де Фюнес был довольно таинственным человеком. 47-летний сын де Фюнеса — Оливье рассказывал о своем отце: «Мой папаша был ужасно жаден. Как-то он заставил меня обменять купленные мной спортивные ботинки на более дешевые, считая, что они слишком дороги. Он никогда не поздравлял с праздниками мою мать и ничего не дарил ей в годовщину свадьбы и дни рождений. Отец постоянно носил при себе на поясном ремне громадную связку ключей от всех шкафов, дверей и ящиков, на которых, где только возможно, были замки. Он скрупулезно проверял каждый счет. Шесть раз он заставлял меня пробоваться в кино, а когда я заявил, что хочу быть пилотом, стал устраивать страшные скандалы. Словом, в семье он был настоящим тираном». «Он был чистым аристократом, любившим собственную и единственную жену, удившим рыбу и выращившим розы. Не любил шумной, обыденной жизни. Он словно жил в собственном мире, к которому старался, чтобы никто не притрагивался. Луи де Фюнес умер 27 января 1983 года. Его последними словами было обращение к жене, в котором он сказал: «Я скучаю один в своей комнате…». На этом эпопея «Дональда Дака» была закончена. Сайт - http://www.funes.ru/

Олег Олегович: Клоунская группа "Ребята с Арбата" Выпускники Московского цирка на Цветном бульваре. Режиссер Нар. арт. РСФСР Марк Соломонович Местечкин 1. Евгений ... 2. Аркадий Борисов 3. Сергей Богуслаев 4. Дмитрий Альперов 5. Павел Бакун 6. Режиссер-инспектор Ленинградского цирка Балановский.




полная версия страницы